Интервью с Алёной Zionka Магай (Часть 1)

— Алёна, добрый день! Вчера размонтировали твою выставку «Обучение и творчество», проходившую в Малом зале РГБМ с 5 мая по 7 июня. Расскажи поподробнее о концепции выставки. Что означает название?
— Я решила воспользоваться случаем, и не только выставить некоторые свои работы, но и на своём примере показать, что художник может развиваться как с образованием, так и без него. Я долгое время занималась самообразованием (до и после училища), пробовала различные материалы, традиционные и цифровые примочки. И, собственно, лет 6 занималась с педагогами в самом училище, поэтому мне есть с чем сравнивать. Этим опытом я хотела поделиться с посетителями выставки: обсудить вопросы обучения творческой деятельности и само творчество.

— На выставке присутствовали как твои старые работы, выполненные в стиле манга, так и учебные, в том числе абсолютно новые работы. Вот это трансформация! Как ты решилась на классическое образование? Не боялась, что такая система художественного образования отобьёт радость творчества?
— Боялась только в детстве, когда близко к сердцу принимала мнение окружающих. Но потом понимаешь, что если тебе действительно хочется заниматься творчеством, то классическая школа — это далеко не самое страшное, чего стоит опасаться. Для меня радость всегда была именно в труде: я так люблю себя немножко «помучить» рисованием. А у тех, кто не любит трудиться много и упорно, легко отбить радость от какого угодно занятия. Для того чтобы быть художником, надо иметь внутри себя огромное количество энергии на это, иначе вы очень быстро «сдуетесь».

— К чему нужно быть готовым человеку, который решил обучаться рисованию в училище?
— Во-первых, быть художником — это не только сильная психологическая, но и физическая нагрузка. Серьёзно, моя подруга в шутку говорила: «Если бы я знала, что мне придется столько пахать, таскать тяжеленные папки с просмотров, этюдники с красками, оформлять работы, пилить рейки для оформления живописи — ни за что б не стала сюда поступать!».
Во-вторых, необходимо проделывать много самостоятельной работы и не ждать, что преподы будут с вами сюсюкаться. Да, они расскажут много интересного, но если вы не будете пробовать это на практике и работать сверх заданного — из вас мало что выйдет. Надо стремиться быть лучшим, быть энергичным и смелым. Вялость и страх не дадут вам развиваться по максимуму.
В-третьих, нельзя соглашаться со словами педагогов бездумно. Один наш педагог рассказывал, как он «пошутил» над студентом, сказав, что у него «полработы неправильно, надо стереть и переделать». Ученик не задумываясь так и сделал. Педагог спросил его: «Зачем ты всё стёр, у тебя ж всё правильно было». На что студент ответил: «Ну, вы же мне так сказали». Вывод — проверяй слова педагога. Если вы считаете, что он не прав, — лучше обсудить с ним этот вопрос: возможно, ваше мнение будет так же справедливо. Если педагог говорит, что вы неправы или «работать так-то и такими-то материалами нельзя» — решите, действительно ли вы с ним согласны? Проверьте на практике, правда ли такой подход к работе неудачен. Некоторые ограничения, которые накладывают на студентов педагоги, могут их зажать и заставить бояться работать материалом, чего ни в коем случае не стоит делать в творчестве! Страх перед чистым листом будет всегда, но не стоит ему поддаваться. Научитесь держаться своей точки зрения. Педагогов будет много, каждый будет говорить вам что-то своё (и это «своё» бывает очень разным). Надо выбрать себе того педагога, чьё мировоззрение и восприятие творчества близко именно вам. У творчества слишком много граней и подходов, нельзя придерживаться сразу всего. Нужно работать только согласно с вашими ощущениями и представлениями о том, какими вы хотите видеть свои работы.

— Бывали ли у тебя творческие кризисы и так называемые «нерисуи»? Как ты боролась с этой напастью? Ведь просмотры в училище так просто не «задвинешь»…
— Творческие кризисы случаются постоянно, и я этому очень рада. В моем понимании это верный знак того, что художник исчерпал определённый этап своего творчества и необходимо сделать шаг вперёд, узнать что-то новое, что-то кардинально поменять, дать себе встряску. Нередко кризисы случаются из-за неприятной жизненной ситуации, с рисованием никак не связанной. В этих случаях я просто продолжаю рисовать, неважно как. Просто не останавливаюсь и жду, когда я узнаю что-то новое, что позволит мне перейти на следующую ступень развития. Порой такие подвижки помогают принять решение в реальной жизни. Иногда можно дать себе передохнуть и не рисовать какое-то время, но для меня это не подходит. Я уже привыкла, что рисование — это не только «лайки» под новой работой, но и боль, много труда, и меня это просто не угнетает. Поэтому я стараюсь не обращать внимания на кризисы, неудачи и прочее, а просто продолжаю работать. Все эти негативные явления — просто часть творческого процесса, её не вынешь, поэтому не стоит делать из каждого кризиса или неудачной работы трагедию. Просто делайте соответствующие выводы и рисуйте дальше.

— Во время выставки ты провела цикл встреч, на которых говорила о классическом подходе к рисованию, об упражнениях и применении полученных знаний в творческих работах. Какие впечатления у тебя остались от курса? Кажется, аудитория была весьма разношёрстной: сложно было работать?
— Работать было очень легко; я старалась подбирать такой материал, который в своё время был интересен мне и который не так просто найти в сети. Мне очень понравилось вести подобные встречи, и я рада, что слушатели тоже не остались равнодушными: задавали вопросы, применяли на практике полученный материал, даже дарили подарки. Очень тронуло, что подарки я получала каждый из всех 4 дней от разных людей — это было очень приятно. Хотелось бы поблагодарить и организаторов выставки, и тех, кто нашел время всё-таки дойти до библиотеки, чтобы послушать мои речи и посмотреть работы.

— Что ты можешь посоветовать людям, посетившим мастер-классы, а также тем, кто не может сейчас получить классическое образование и учится самостоятельно?
— Без педагога очень сложно начать учиться, поэтому если кто-то не может поступить в институт или училище, лучше найти частного преподавателя или пойти на какие-то вечерние курсы и интенсивы. Для самостоятельной работы важно быть заинтересованным в этом деле, любознательным, уметь удивляться даже самым простым вещам.
Необходимо очень много наблюдать, практиковаться в рисовании всего, что вас заинтересовало, смотреть на классиков и других хороших современных художников. Стараться научиться анализировать свои ошибки, сравнивать свои работы с теми, которые вам нравятся, и пытаться понять, почему вы нарисовали какашку, а тот классный чувак — шедевр. В таком случае выполнение копий очень полезно, так вам легче будет заметить, где конкретно вы промахиваетесь. Повторение за великими даёт очень много полезной информации.
Побольше работать с натуры и собирать референсы. Пробовать разные техники исполнения: со временем найдётся та, в которой вам будет удобнее работать. Смена техник не дает заскучать и протухнуть.
Найти или создать вокруг себя небольшую компанию художников, с которыми вам приятно общаться, собираться и рисовать вместе, делиться опытом и другой интересной информацией. Это убережёт вас от варения в собственном соку и длительных застоев в творчестве.
Отдыхать, делать перерывы в долгой работе и заниматься спортом. Долгое сидение за работой приводит к проблемам со здоровьем. Советы можно давать еще очень долго, но если вы действительно больны рисованием — то вы всё будете делать правильно.

Продолжение следует…

Pin It on Pinterest