Интервью с Дмитрием Lemon5ky Дубровиным

Примечание редактора: в тексте сохранены особенности авторской лексики.

— Дмитрий, добрый день! Прежде всего, хотим тебя поздравить с выходом первых двух книг серии «Оранж Лайф». Что ты по этому поводу чувствуешь? Всё-таки это первая история от российского автора, вышедшая сразу двумя книгами, а помимо этого выпущены фигурки персонажей, анонсирована настольная игра и даже раннер (игровое приложение) для компьютеров и мобильных устройств…
— Спасибо большое! Я мегарад, что наконец-то книжки родились и мне больше не надо скрывать более 300 нарисованных страниц. И очень клёво, что ещё до выхода книг мне предложили сделать совместные проекты. Очень надеюсь, что у нас всё получится и мы доведём до релизов. Раз я один смог два тома нарисовать, то командой мы тем более горы свернём.

— Почему именно «Истари-комикс» и именно предзаказ? Не устал подписывать (а точнее, «подрисовывать») экземпляры книги?
— В тот момент, когда я начинал искать издателей комиксов, «Истари» оказались идеальными именно для моего тайтла по формату и качеству издания. И я был очень рад, что и им тоже захотелось со мной сотрудничать. В итоге у нас получились две милые, красивые, замечательные книжки, которые так и хочется няшить и забрать себе.
Предзаказом занималось издательство, и я был не против сделать небольшие бонусы в виде подписей, коллекционных карточек и открыток. Вообще, я сам очень люблю, когда есть возможность предзаказать и получить ещё что-то раньше всех, поэтому, не раздумывая, согласился совершить невозможное и порадовать и поблагодарить всех, кто меня поддержал заказом.
Подписывать (как все говорят про мои подписи, «подрисовывать») я, честно, очень сильно устал. В каждую книжку я рисовал уникальную картинку. Спонсором подписей книжек по предзаказу является эппловский таймер. Ставил на пять минут и рисовал картинку. А потом опять то же самое. И ещё. Ну, вы поняли. Так я подписал трёхзначное число книжек. Даже не верится! Я за два года столько не рисую, сколько за неделю сделал.

— Я уже успела прочитать первую книгу целиком и вторую наполовину. Весьма необычна идея с видеокассетой и оформлением истории в формате ТВ-шоу на бумаге! Почему именно такое оформление? Не «съел» ли тебя издатель? Как ни крути, сложный макет, хитрая сборка…

— Как раз одним из плюсов было то, что «Истари» поддержали мою инициативу сделать книгу особенной по макету. В итоге всё получилось идеально и именно так, как я себе представлял. Я несколько лет назад придумал эту фишку, и было крайне сложно столько времени терпеть и никому не рассказывать, чтобы для всех это оказалось сюрпризом. И я выдержал!
ТВ-шоу — просто потому, что хотелось показать, что комиксы ничем не хуже настоящих фильмов и сериалов, а во многом даже лучше. У меня идеальный актёрский состав: «актёры» не просят денег и всегда делают именно то, что я хочу. Ну или почти всегда (об этом в конце книг). Я могу взрывать мосты, смывать города, уничтожать цивилизации, изменять законы физики, перестраивать вселенные. Я. Могу. ВСЁ! И самое главное, что быть богом чрезвычайно дешёво. Достаточно купить пачку бумаги, карандаш и тушь с кисточкой. Фильм на такой бюджет не снять (ну если только на андроид).
Принято считать, что комиксы ущербны. Надеюсь, мои книги немного изменят взгляды людей.

— Долго ли фанатам придётся ждать продолжения?
— Фанаты всегда могут обеспечить мне безбедную старость с помощью краудфандинга, покупки книг и мерча. А пока мне приходится выполнять заказы и делать хоть и интересные, но чужие проекты. С каждым разом ситуация улучшается, но выделить несколько месяцев на создание нового тома в данный момент слишком рискованно. Поэтому буду рисовать в промежутках или когда освободится время от одного из закончившихся проектов. Очень хотел бы, чтобы это был 2015 год. Посмотрим.

— На презентации комикса в РГБМ ты говорил, что начал рисовать комиксы почти что случайно, решив поучаствовать в фестивале «КомМиссия». Расскажи об этом поподробнее.
— Там всё довольно скучно. Первую свою «КомМиссию» я пропустил (не рисовал комикс), потому что узнал о ней за неделю до феста. К следующей я нарисовал 4-х страничный комикс, который не получил благословение и его не вывесили. Третью «КомМиссию» я сознательно пропустил. А вот на четвёртую уже хотелось что-то сделать. Сидел на паре и решил придумать персонажей. Сначала одного нарисовал. Потом второго. У меня раньше никогда не было ОСов (Original Character, «оригинальный персонаж». — Прим. редактора), я не знал, что с ними делать. Сделал самое банальное: отправил их на ринг драться. Так и появились первые 4 странички комикса. Это был 2009 год.

— Так что же в итоге: фестивали — это хорошо или плохо для начинающего автора?
— Для начинающего автора всё плохо. Всё вдохновляет и всё отвлекает. Хочется рисовать и как этот, и как тот. И историю как у этого, и штриховку как у того. И сделать идеальную главу, перерисовав свои несчастные 20 страниц 6 раз. Всё это лечится временем и ограничениями. Но это зависит от наличия самодисциплины.
А ещё я тут недавно понял, что надо мериться не нарисованными страницами, а законченными тайтлами. Как-никак чувак, который сделал 50 историй, в 50 раз круче, чем чувак, который нарисовал 50 страниц.

— Получается, что ты самоучка?
— Выбрал для себя такой путь ниндзя. Художки и репетиторы только быстрее по рукам ударят и покажут, где что не так, чтобы не исправлять плохую привычку спустя несколько лет. Но рисовать-то они за тебя не будут. Хотя какие-то вещи я бы запомнил гораздо раньше, будь у меня учитель.

— Куда податься тем, кто хочет стать комиксистом? Может быть, в России есть специализированные школы, где учат создавать рисованные истории, начиная от рисунка и заканчивая готовой книгой?
— Не имею права отбирать у Гугла хлеб. Он знает всё гораздо лучше меня. Но лично мне хватает нескольких книг, которые можно по пальцам одной руки пересчитать. По анатомии, режиссуре и сценариям. Да, Баммес, Соколов и Митта. Все и без меня знают.

— Как реагируешь на злых комментаторов (которые, похоже, прописались в крупных онлайн-галереях)?
— Ненавидеть! Ненавидеть настолько сильно, что ночами рыдать и не спать, учиться делать лучше. Тролли так и останутся на диванах, а ты изменишь историю.

I

— На форзаце второго тома у тебя есть иллюстрация, где мама говорит сыну: «Это книжки для дебилов!». Неужели это суровая правда?
— Абсолютно. И я, в принципе, не против. Я же работаю в индустрии развлечений (многие пытаются это забыть или скрыть).

— Вообще, комиксы можно считать литературой? Есть ли им место на полках интеллектуалов и библиотек?
— Вечный вопрос без ответа. Кто захочет, тот и картридж с Зельдой поставит на полку (видеоигра «The Legend of Zelda». — Прим. редактора).

— Вернёмся к «Оранж Лайф». Расскажи о схеме работы над историей. Может быть, раскроешь несколько секретов и дашь пару советов начинающим авторам?
— «Оранж Лайф» в данный момент — мой любимый проект. Просто потому, что я там делаю всё, что мне нравится. Делаю историю, которую сам хотел бы читать. Персонажей, которых хотел бы косплеить и фанартить. Рисунок, который хотел бы содрать (конечно, я тоже сдирал с других, но только то, что нравится). И это проект, где я учусь. Учусь делать круто. Без «Оранж Лайфа» не будет остальных комиксов. Спасибо, что он появился в моей жизни. Первая ступенька к мировому господству.

— Было ли у тебя такое, что ты «уставал» от истории и тебе требовался перерыв?
— Я заметил, что если проект длится больше 100 дней, то становится невыносимо им заниматься. И тут остаётся либо сворачивать, либо отложить. Ну или страдать и делать фигню дальше. Сейчас у меня несколько проектов, и приходится между ними переключаться. Это помогает не закиснуть на чём-то одном. Но в тоже время сильно распыляет. Короче, надо меру знать.

— А как насчёт «творческих кризисов»? Как с ними бороться?
— Ха-ха-ха. Кризисы только у истеричек и неудачников. У меня бывают дни, когда «вообще не прёт» и ничего не рисуется и не красится. Ну что, играю, смотрю сериальчики… А потом всё проходит.

— Помимо работы над «Оранж Лайф», ты занимаешься цветом в комиксе «Второй» издательства «42». Сложно ли работать в команде? Ощущается ли комикс, который ты красишь, как твой собственный, или это в большей степени детище сценариста и раскадровщика?
— В команде я работаю уже довольно давно. Были разные роли и многое от них зависело. В команде главное, чтобы никто не сливался. Иначе он тянет в бездну всех остальных. Тут важно друг друга поддерживать и вытаскивать на поверхность.
Что касается комикса «Второй», то тут я унаследовал стиль покраски и палитру от отца-основателя, Тексика. Наши покраски оказались схожи, и я решил попробовать продолжить его работу. Вроде как получается. Ну и конечно, вношу частичку себя. Поэтому если будут спрашивать, какие комиксы у меня есть, в списке непременно будет «Второй».

— В последнее время доля изданий российских авторов на рынке комиксов заметно выросла, но по-прежнему остаётся очень небольшой. Как думаешь, в чём причина?
— Причину я назвал в ответе про продолжение «Оранж Лайфа». Комиксы довольно трудоёмки. Как во временном плане, так и в эмоциональном. Томик делается минимум 150 дней, если по готовой странице в день выдавать. Но это невозможно. А ещё ведь сценарий сделать, чаров, раскадровку, рефы набрать. В команде и/или синглами проще. И я советую именно такую систему для начала. Быстрее результат можно потрогать и чаще фидбэк.

— На твой взгляд, востребована ли сейчас в России профессия комиксиста?
— Как и в любой другой профессии: если умеешь себя продавать, ты и скручивальщиком сигар будешь востребован. А те «эксперты», кто начинает рассуждать… Ну, вы поняли.

 

 

Большое спасибо за ответы, Дмитрий. Напоминаем, что в гостях у клуба «Hibari» был Дмитрий Lemon5ky Дубровин, автор книг серии «Оранж Лайф», которые 5 апреля вышли в издательстве «Истари-Комикс». Более подробную информацию об издании и о возможности его приобретения ищите в официальной группе ВКонтакте или на сайте «Истари-комикс».

Беседовала Лидия Бабинцева

 

Pin It on Pinterest