Мастер-класс Окиивы Коити в Москве. Интервью с мангака

В октябре 2011 года Японский Дом на Саввинской набережной гостеприимно открыл свои двери для всех ценителей манга и современной японской визуальной культуры: 14, 15 и 16 октября здесь прошла серия мастер-классов по рисованию манга от японского художника Окиива Коити.

Окиива-сан провел пять тематических занятий, в ходе которых рассказал и наглядно продемонстрировал, чем именно японская манга отличается от других комиксов, а также дал ряд рекомендаций относительно того, откуда можно черпать идеи для комиксов и как сделать своего персонажа ярким и запоминающимся. Конечно, не обошлось и без маленьких японских хитростей, касающихся искусства владения тушью и пером.

Все мастер-классы проходили в интерактивно-игровом, удобном для студентов формате: современное оборудование класса позволило наблюдать за работой учителя прямо со своего рабочего места благодаря видеотрансляции на плазменные панели.
По окончанию мастер-класса все желающие могли пообщаться с мастером.

После завершения курса мастер-классов мы задали художнику несколько вопросов.

Добрый день!
Какое у Вас сложилось впечатление от первых дней приезда в Россию? Какой Вам показалась Москва?

Россия огромная и широкая. Москва – один из самых интересных городов, в которых я бывал.

Это интервью мы берем после первого Вашего знакомства с российской публикой. Расскажите, сложно ли было общаться? Каковы Ваши впечатления о навыках начинающих «российских коллег»?
Поскольку мы говорим на разных языках, я старался использовать язык тела. Среди российских студентов я заметил немало по-настоящему одаренных художников, у которых есть все шансы довести свой талант до профессионального уровня.

Москва территориально очень далека от Японии, и ассортимент товаров для художников здесь совершенно другой, но всё равно хотелось бы узнать, материалами и инструментами каких фирм Вы пользуетесь при работе?
Лично я предпочитаю принадлежности фирмы Zebra: G-pen и Kabura pen. И на моем рабочем столе всегда можно найти ластик Mono.

Это профессиональные инструменты? Какие инструменты Вы посоветуете выбрать новичку? На что стоит обратить внимание при их выборе?
Да, этими инструментами я пользуюсь каждый день, работая над мангой. И именно их готов порекомендовать российским художникам. Вообще-то, особенных отличий от прочих производителей нет: выбор профессиональных инструментов для художника, рисующего манга – это вопрос личного удобства и привычки.

Расскажите, пожалуйста, каков распорядок Вашего рабочего дня?
Мой день начинается в 10 часов утра, а работаю я по 15 часов в сутки.

Сколько времени Вы посвящаете работе над отдельно взятым проектом, сколько времени Вам требуется на страницу, главу, том? Часто ли Вы делаете перерывы? 🙂
Скорость работы, конечно, зависит от художника. Лично мне в день удается создать 2-4 страницы манга. Если работает команда из 4-х человек, то за 4 дня работы над недельным проектом можно успеть создать 18 законченных страниц. Если же речь идет о месячном проекте, то 1 или 2 человека могут за 1-2 недели завершить 32 страницы.

Устраиваете ли Вы себе «выходные», если проект «не даётся»?
Конечно же, нет! Может быть, в России это и в порядке вещей, но в Японии любой работник будет биться над задачей до последнего, пока не выполнит её.

x_fb5b0b0f
Как Вы себя мотивируете для более успешной работы?

Был период в моей жизни, когда мне пришлось бросить рисование манга. И этот период для меня был медленным умиранием… Поэтому, как только я чувствую слабинку в своей мотивации, я вспоминаю те дни, и заряжаюсь энергией и вдохновением работать.

Расскажите какую-нибудь смешную историю из опыта работы в студии или над комиксом?
Обычно при работе над серьезным проектом команда может «зависнуть» в студии на неделю, практически ничего не кушая и постепенно «впадая в кому». Однако как только подходит срок сдачи проекта, открывается второе дыхание и художники начинают работать под натуральным кайфом. Именно тогда наступает фаза, когда можно начать без остановки хохотать просто из-за того, что у кого-то упал карандаш.

Используете ли Вы смешные случаи из жизни в собственных сюжетах?
Да, конечно. Даже на моем мастер-классе за основу одной из историй был взят реальный случай из моего первого похода в российский супермаркет. Думаю, все черпают сюжеты своего творчества из жизни вокруг – и не только в манга.

Может быть, Вы где-то еще их «подсматриваете»? 😉

Работая над своими сценариями, я, в поисках вдохновения, изучаю иностранную историю и экспериментирую с переложением найденных фактов на исторический контекст Японии. Больше всего меня привлекает именно разница в культурных нюансах.

Кто главнее: автор, издатель или читатель?
На кого Вы изначально ориентируетесь при создании сценария, персонажей, выборе стиля рисования? Кто Ваш читатель в первую очередь?

При издании манга важны абсолютно все: и автор, и издатель, и, конечно же, читатель. При создании комиксов лично мне приходится ориентироваться не на аудиторию, а отталкиваться от конкретного заказа. Хотя фактор возрастной категории читателя, несомненно, играет немаловажную роль.

Вы даёте много мастер-классов для начинающих. Расскажите, в чём чаще всего заблуждаются начинающие художники? Как избежать «классических» ошибок новичков?
Честно признаюсь: затрудняюсь с ответом. Технические трудности у всех художников разные, как и их чувство вкуса.

Как выработать свой стиль? Начать с копирования понравившихся рисунков или стараться рисовать с самого начала целиком и полностью самостоятельно?
Если заглянуть в истоки манга, то она сама по себе является копированием стиля. Все мы воспроизводим манга, которая была до нас. Собственно говоря, индивидуальный или заимствованный стиль художника – это личный выбор каждого. Хотите копировать – пожалуйста, получается рисовать самостоятельно – просто отлично!

Есть ли место классическому художественному образованию в рисовании манга? Важно ли это?
Мне сложно ответить на этот вопрос. Практика показывает, что креативное творчество подвластно и людям без классического образования.

Что для Вас первично в чтении манги: сюжет или графика? 🙂
Определенно сюжет!

Вы сейчас – глава манга-студии, пишете сценарии и создаёте персонажей, обучаете людей искусству рисования японских комиксов. Какие у Вас планы на будущее?
Чувствуя эйфорию после проведенных мастер-классов, я абсолютно точно буду настраивать себя на новые поездки и обучающие занятия манга в России.

С 2008 года Окиива-сан возглавляет манга-студию, где под его началом работает 5 художников. Окиива-сан является не только успешным продюсером манга, но и продолжает сам создавать сценарии и персонажи для комиксов, проводит конкурсы художественных работ и обучающие мастер-классы для новичков.

x_d8f9b89a

Pin It on Pinterest