Ненастоящие рисованные истории

Кажется, времена контрафактной продукции прошли: на смену палаткам с дисками и напечатанными «на коленке» книгами пришли торенты и онлайн-читалки. Ан нет! Дело пиратов живо, во всяком случае, в отношении манга. Иной раз создаётся ощущение, что на «чёрном рынке» заветные томики выходят даже бодрее. Как отличить контрафакт от лицензии? И, конечно: а кто виноват? Попробуем разобраться.

Вопреки расхожему мнению, будто манга в России — «дитя сканлейта», этот вид популярной литературы имеет уже более чем 25 летнюю историю издания в нашей стране. Всё началось с «Мира компьютеров в вопросах и ответах» (1988) Хасэгава Хисахико и ныне переиздаваемого «Босоногого Гэна» (1990) Кэйдзи Накадзава. Да, книги появлялись редко, о них мало кто знал, но они были.

С контрафактной манга тот же казус: если верить летописи индустрии манга в России, которую предлагает портал Мангалекторий, первые более или менее известные тиражи пиратской манга появились в 1999 году. «Тенчи не нужен!» (Tenchi Muyou!) Хитоси Окуда (Hitoshi Okuda) был отпечатан тиражом в 10 000 копий (сегодня буквально-таки космический тираж даже для официального издания), имел 190 страниц и мягкую обложку. До сайтов онлайн-читалок, естественно, было очень далеко. Тем не менее, покупатель нашёлся и даже с удовольствием отдал «бешеные» 90 рублей за том (Для сравнения: в 2005 году «Ранма 1/2» от «Сакура-пресс» можно было приобрести всего за 50 рублей).

007

С большей доступностью интернета росло количество сайтов, где можно было скачать архивы с любительским переводом манга. Более того, даже стали появляться сайты-каталоги, которые собирали только ссылки на страницы переводчиков. Но одно дело — скачивать и читать, «ломая глаза» о монитор, и совершенно другое — читать бумажную манга, уютно устроившись на диване. В период с 2003-го по 2008 год в России было известно, как минимум, пять команд переводчиков, решившихся на печать (естественно, нелицензионную) отдельных названий манга, которые в итоге распространялись через аниме-шопы. С приходом бума лицензионной манга в 2008—2009 гг., когда азиатский комикс появился на полках сетевых книжных магазинов, а «Эксмо» закупили на тот момент топовые «Наруто», «Блич» и «Тетрадь смерти», основное внимание читателей переключилось на новые серии, пираты сбавили темпы выпуска контрафакта и пропали из виду: большая часть тех, кто этим занимался, попросту устроились работать в соответствующие редакции официальных издательств.

Однако в 2013 году программу выпуска манга и «Эксмо», и «Росмэн» неожиданно стали сворачивать. Прочитать полную версию в газете “ТЕРРИТОРИЯ L” >>

Pin It on Pinterest